В Японском царстве еще в XIII в. один государственный советник на лето отправлялся на дачу в Удзи и всё свое свободное время слушал и записывал сказки. И рассказывали ему не только про Японию, но и про дальние земли. Вот, например, про Индию.
Жил когда-то в Индии один богач по имени Руси. Денег и всяческих ценностей у него было не перечесть. Множество складов держал Руси по всей Индии и всё ему было мало. Друзей у него не было, столов он не накрывал, слуг почти не кормил. Да что слуг: жена и дети у Руси впроголодь жили и в обносках ходили.
Себе же Руси ни в чем не отказывал. Бывало, прикажет жене: «Приготовь белого рассыпчатого риса, сладостей, фруктов и лучшего вина. Буду я умиротворять дух Неуемной Алчности, поселившийся во мне!» — и ищет место, где можно вдали от чужих глаз вволю поесть и выпить.
Дома мешаются дети и слуги, в селении соседи в рот смотрят. Лучше подальше уйти, поляну себе накрыть. Нет, не здесь: тут нахальный воробей на ветке. И не здесь: тут белка будет подглядывать.
Сложно пришлось Руси, но нашел он поляну, где никто не помешает. Разложил еду, налил вино и, довольный, затянул нестройную песню:
Я скажу бесцеремонно,
Что же мне лукавить всяко:
Я богаче Бисямона
И превыше чем Тайсяку!
Бисямон [в Индии Вайшравана] — это бог богатства, ну а Тайсяку [Индра] — одно из верховных небесных божеств, бог-громовержец. И случилось так, что Тайсяку как раз пролетал на облачке над той поляной. Услышал он бахвальства богача и аж сплюнул от презрения.
Не стерпел Тайсяку-тэн и, пока Руси наслаждался своими гастрономическими изысками, принял образ богача и направился к нему домой. Только вошел в двери, как сразу и выдал: «Дух Неуемной Алчности покинул меня. Ничего мне больше не надо. Отпирайте кладовые, вскрывайте склады. Ешьте, пейте, веселитесь! Раздайте мои богатства тем, кто в них больше нуждается!»
Не успели еще доесть то, что было в кладовых, домой вернулся настоящий Руси: «Что, черт возьми, здесь происходит?!» — но тут из его покоев вышел еще один Руси и указал пальцем на богача: «Это оборотень! Схватите его!»
Настоящий Руси немного остудил свой пыл и пытался возражать: «Это не я оборотень, а он! Его хватайте» — но слуги тоже пребывали в замешательстве и не знали, кого слушать.
Позвали приказчика. Он — самое важное лицо после хозяина, ему и решать. Послушал приказчик одного Руси, послушал другого — и не смог выбрать, обоим одинаково поклонился.
Что тут делать? Решили пойти в суд высшей инстанции, то бишь к самому индийскому царю. Тот выслушал обоих Руси и заявил: «Своего ребенка завсегда мать узнает!»
Послали за матерью Руси, благо, старушка была еще жива: «Я не виделась с сыном очень давно, не общается он со мной. Но когда Руси был маленьким, он был добрым мальчиком. Я думаю, что тот Руси, что раздал свои богатства, и есть настоящий. Но это не точно!.. Постойте! Есть верная примета: у Руси на филейной части была родинка в форме серпа!»
Оголил торжествующий Руси (который настоящий) свой зад перед индийским царем. Убедился царь, что знак серпа присутствует на нужном месте.
Но разве для Тайсяку это какая-то сложность? Осмотрел царь и второй зад. И там тоже был изображен серп.
Царь заявил, что этот вопрос не в его компетенции и послал истцов и ответчиков к Будде.
Добрались оба Руси к Будде. Настоящий Руси изложил свою претензию. А мнимый Руси не смог продолжать удерживать ложный образ и предстал в своей истинной форме: с грозным оружием в руках, верхом на белом слоне и голову перед Буддой склонил.
Ужаснулся настоящий Руси, оглянулся на свою никчемную жизнь и озарила его искра просветления. Говорят, с той поры он действительно поборол своего духа Алчности.
И надо ему благодарить Тайсяку-тэна за то, что лишил богатства: ведь предстояло богачу после смерти отправиться в ад и переродиться в голодного духа. Но он получил возможность изменить свой путь.
Исходный текст: «Удзи сюи моногатари» [«Рассказы, собранные в Удзи»], свиток VI, история 3