В стародавние времена жил в Японии один монашек. Происходил он не из знатной семьи. И влиятельных знакомых у него не было. Поэтому жизнь у него в горной келье текла ни шатко, ни валко, еле-еле концы с концами сводил. Порой не то что ячмень, ботву жевать приходилось. Какие уж тут сутры и молитвы?
Вот кто-то и посоветовал тому монаху сходить на поклонение в большой храм. Даже простые миряне через неделю поклонений видят вещий сон, в котором решаются их проблемы. Ну а с монахами это тем более должно работать, они ведь богам и буддам социально близкие элементы.
Решил монах сходить на поклонение на гору Кураму, в храм Курама-дэра [к северу от Киото]. Как положено, поклонялся семь дней и уже рассчитывал на вещий сон, но сна как ни бывало. Ну то есть спать-то монах спал, а откровения всё не получалось. «Наверное, надо увеличить длительность процедуры» — подумал монах и поклонялся еще неделю. А потом еще неделю. И еще одну... И только на сотый день было ему видение, если так можно сказать, ведь монах ничего не видел, только слышал. Равнодушный голос откашлялся и сказал:
— Ваше обращение рассмотрено. Вы обратились не в ту организацию, поэтому, к сожалению, ничего не можем ответить по существу.
— Но куда же мне обращаться?!
— Мы не уполномочены давать советы по ситуациям, выходящим за пределы нашей компетенции. Но попробуйте, к примеру, храм Чистой Воды [Киёмидзу-дэра]. Ваше обращение очень важно для нас. Пожалуйста, оставьте положительную оценку оператору. Сеанс завершен.
Что-то пискнуло и голос пропал. Проснулся монах, выругался хорошенько и побрел на гору Отову в храм Киёмидзу-дэра [к востоку от Киото].
Но и в храме Чистой Воды дело не заладилось. Ни семь дней поклонения, ни две недели, ни месяц не дали желаемого результата. А на сотый день монаха опять послали. Послали в прямом смысле, в святилище Камо. В этот раз монах только рукой махнул и отправился на дальний берег речки Камо.
Не удивился монах, что неделя поклонений не сработала и привычно продолжал молиться до ста дней. И в сотый день услышал: «Ты примерный монах и искренне молишься. Принято решение наградить тебя почетным подарком: рисом и бумагой!»
Проснулся монах и такая тоска его взяла: почти год поклонялся он в святых местах, а наградой будет бумага и рис? «Эх, утоплюсь я в речке Камо! Что зря ходить?» — и уже собрался найти камушек побольше, чтобы сподручнее было нырнуть в последний раз, но вдруг задался вопросом: «Интересно, а каким образом доставляют почетные подарки из святилища?» — и пока передумал топиться.
Вернулся в свою горную келью и сел ждать. И почти сразу в дверь постучали: «Гражданин Такой-то? Вам доставка!» — на пороге стоял самый обычный курьер, а в руках держал чемодан. Простой чемодан, только совсем белый.
Открыл монах чемодан, а он перегородкой надвое разделен. В одной половине белый рис, правда, хорошего качества, а в другой стопка высококлассной бумаги.
«Не густо!» — подумал монах, но раз в руки пришло, почему бы и не поужинать? Сварил монах себе риса, глядит, а уровень риса в чемодане не уменьшается. И с бумагой так же.
Монах, конечно, не разбогател, не добился власти или славы, но кушал рис, переписывал сутры и молился в свое удовольствие и во славу Учения.
И жизнь его удалась.
Исходный текст: «Удзи сюи моногатари» [«Рассказы, собранные в Удзи»], свиток VI, история 6