Исконно.ruАдминистратор и статуя (сказка)

Японская сказка «Администратор и статуя»

Мудрецы в Древнем Китае считали, что самая опасная сторона света — северо-восток. Об этом узнали и в Японии, поэтому, когда выбирали место для бывшей столицы Киото, искали такое, где на северо-востоке будет высокая гора. И она там есть — гора Хиэй.

А чтобы укрепить святость горы ну и быть поближе к столице, на горе Хиэй обосновались монахи. Сейчас все монашеские заведения скопом называются «комплексом монастыря Энряку-дзи», но на самом деле это были разрозненные части со сложными взаимоотношениями. Основных частей три: Тодо, Сайто и самая дальняя — Ёкава.

Вот про Ёкаву у нас и будет история. Давным-давно администратором в комплексе Ёкава состоял некто по имени Кано. А администратор в монастыре — как прапорщик в армии — норовит всё ценное себе утянуть. Вот и про Кано все знали, что он в службах не участвует, всё больше хозяйственными делами занят и все в свою пользу поворачивает. Короче говоря, к себе, как к личности, уважения этот Кано не снискал, только к должности люди выказывали некоторое почтение.

А вот сам администратор себя уважал. Носил всегда большую шляпу и ни перед кем ее не снимал. Только в одном месте, рядом с пагодой, где он часто проходил, возле кучи ненужного мусора стояла старая обшарпанная и покосившаяся статуя лысого бодхисаттвы Дзидзо [на санскрите Кшитигарбха]. Вот перед ней Кано шляпу приподнимал, здоровался, значит.

Жил этот Кано жил, взял, да и помер. Все монахи только выдохнули свободно. А настоятель даже проповедь прочел о неправедной жизни и справедливом воздаянии: «И жил наш администратор грешно, и после смерти, непременно, в ад попал!»

Но в ночь того дня привиделся настоятелю странный сон. Будто идет он по территории Ёкавы, проходит мимо пагоды и чувствует, что чего-то не хватает: «тут, вроде, Дзидзо стоял старый и облезший?»

Проснулся настоятель и удивился яркому и слишком реальному сну. Прогулялся он к пагоде, а Дзидзо и правда нет. «Может на реставрацию отправили?» — успокаивал себя настоятель. Но никто ничего внятного про статую сказать не смог.

Весь день настоятель только про Дзидзо думал, а ночью опять тот же сон ему снится, будто идет он рядом с пагодой, где раньше Дзидзо стоял. Статуи там опять нет, но рядом какой-то монах крутится.

— Ты, голубчик, не знаешь, куда наш Дзидзо подевался?
— В тот день, когда администратора в ад забирали, Дзидзо решил с ним пойти, похлопотать там за него.
— Как же он решился помочь такому грешнику?
— Ну грешник — не грешник, а он единственный, кто каждый раз при встрече Дзидзо почтение выказывал.
— Странно всё это!
— Ничего странного, Дзидзо всех спасает. Скоро и от Кано вернуться должен!

Проснулся настоятель и сразу к пагоде побежал. Смотрит, Дзидзо на своем старом месте стоит, а вот ноги у него обугленные — обгорел, пока по адскому пеклу ходил.

Настоятель долго плакал над статуей и новую проповедь прочел о милости бодхисаттвы и всепрощении.

Статую эту в храм поставили. Тот, кто эту историю поведал, лично той статуе поклонялся и ожоги видел. Говорит, что она совсем небольшая, росту в ней 2 сяку 5 сун [ок. 76 см].


Исходный текст: «Удзи сюи моногатари» [«Рассказы, собранные в Удзи»], свиток V, история 13

См. также

QR-код сайта iskonno.ru
Исконно.ru
Исконно.ru
Три обезьяны
Происхождение
Философия
В культуре и искусстве
Словарь
Библиотека
Коллекция
Словарь по ножам
Сказки
Басё
Исконно.ru iskonno.ru
     о проекте / координаты
     новости
Исконно.ru на facebook Фэйсбук
Исконно.ru в Инстаграме Инстаграм
Исконно.ru в Дзен Дзен
Три обезьяны в Пинтересте Пинтерест