Жил в Осаке один мужичок. Ну, вообще-то нормальный мужичок, только раздолбай.
Не было у него ни жены, ни друзей, ни нормальной работы. Время от времени сдавал вторсырье, тем и перебивался. Хорошо домик от родителей остался, да и тот обветшал: стены покосились, крыша прохудилась.
Наступил Новый год, а мужичку не то что на стол поставить нечего (честно говоря, и стола-то у него не было), нечем даже очаг растопить — дрова денег стоят. А ведь зимой холодно, сыро и противно! Решил мужичок половые доски пустить на растопку. Отодрал одну, другую, глядь — а из-под пола вылезает дед незнакомый. Тощий, неопрятный какой-то весь, лицо серое и, главное, на ноге только одна сандалия.
— А-а-а! Кто ты?!!
— Бимбогами [貧乏神] нас зовут. Мы божество, правда, не очень большое. Отвечаем за нищету и страдания. Мы давно с тобой живем, нравишься ты нам!
[Тут сто́ит сказать, что историй про бога нищеты в Японии хоть отбавляй, но все они про то, как ками Бимбо силой, хитростью или магией изгоняют из дома. Но, напомним, что наш герой — раздолбай и у него нет силы, хитрости и магии].
Решили они с божеством отметить знакомство, тем более и повод был — праздник на дворе! Но посетовал мужичок, что нечем ему угостить почтенного Бимбогами — у самого с утра во рту ни капли. Ну божество и говорит: «Да не вопрос!» и отслюнявливает несколько золотых — сбегай за бутылкой. Мужичок постарался, все как надо устроил: и оливье, и селедка под шубой, и мандарины. Даже шампанского принес. Ну Бимбо и расчуствовался: «Эх, хороший ты мужик, жаль, что раздолбай! Но я могу тебе помочь.
Ты, конечно, знаешь храм Ситэнно-дзи [четырех небесных владык]? Так вот в эту ночь в час быка [где-то ок. 2:00] будь на площади перед центральным храмом. Как часы ударят, мимо поедут всадники: желтый, белый и черный. Ты хватайся за любого и смотри, не отпускай!»
Пошел мужичок ночью к храму. Боязно, а еще больше холодно. Ватника-то у него нет, как был в домашнем халате — так и пришел. Пока ждал, руки окоченели.
Тут подходит урочное время, слышит мужичок — едут. Желтый проскакал, белый тоже, хотел мужичок за черного схватиться, да руки не слушаются, а конь встал на дыбы и всадник вырвался.
Но слышит наш герой — еще один всадник — на бледном коне. Ухватился мужичок за стремя и слышит голос знакомый: «Ну что ж ты такой раздолбай! Это же мы, Бимбогами!»
Рассказал бог нищеты, что всадники эти — денежные божества: золота, серебра и меди и к утру они обратно поедут, так что будет еще один шанс.
Дождался мужичок возвращения богов. Выскочил наперерез. Желтый обскакал слева, белый — справа, а черный замешкался. Вот его-то герой и ухватил за стремя. Как тот рвался, таскал мужичка, даже бил, но тот настырный — не отпускает. Долго мужичка возило, пока он сознание не потерял. Очнулся у себя дома — в руке кошелек, туго набитый медной монетой.
Ну мужичок первым делом приличный ватник купил, помылся, постригся, стал на нормального человека похож. Пошел прогуляться и оказался у швейной мастерской. Разговорились с управляющим — оказывается, у них куча обрезков остается, во всех углах валяются. Ну мужичок и подрядился отходы вывозить, он-то уже знал, где выгодно принимают тряпье. Дело у него наладилось, доход появился, пусть небольшой, но постоянный.
Домик он свой отремонтировал, стол купил, жену себе нашел.
А на доход построил он часовенку и заказал в нее статую неопрятного старика. С тех пор его семья, да и многие соседи почитают бога нищеты.