В давние времена в Японии было много почтенных монахов. Про многих из них разное сказывают, например про праведника Нитидзо [из рода Миёси, умер в 985 г.]. Вот и я вам о нем расскажу. Вернее, не о нем, а об одной его встрече.
Подвижничал, значит, этот Нитидзо в горах Ёсино [в центральной части страны, ныне в префектуре Нара, неподалеку от города Нара, бывшей столицы Японии] и встретил там черта.
Какого черта? Да самого обычного демона. Росту в нем целых 7 сяку [2 м 12 см], кожа синяя [неопределенный оттенок, может быть также сине-зеленым или зеленым], волосы рыжие, как огонь и всклокочены. Шея тонкая, да и сам весь худой, несуразный. Ребра торчат, коленки острые, а живот раздут.
Увидел черт отшельника, руки сложил перед грудью и зарыдал, заливаясь слезами. Ну Нитидзо его и спрашивает:
— Как это тебя угораздило таким стать?
— Лет четыреста, а может быть и пятьсот назад был я человеком, как и ты. И был у меня враг. Мечтал я ему отомстить, разгорелся во мне гнев. И совершил я месть, убил своего врага. Но моему гневу было этого мало. Уничтожил я и всю его семью, весь его род свел под корень: детей, внуков, правнуков и праправнуков. Никого не пощадил, никого не оставил в живых. Вот и переродился я в демона.
Некому мне стало мстить, но огонь гнева продолжает гореть в моей груди. Я бы еще раз их всех убил, если бы только знал, в кого они переродились в новой жизни.
Теперь получается, остался я совсем один, без врагов и огонь ненависти пожирает меня, принося нескончаемые страдания.
Если бы я знал, что так получится, не дал бы разгореться в себе жажде мести и уже возродился бы в раю. А теперь моей жизни нет конца, как и моей огненной жажде.
Рассказав это, черт заплакал еще сильнее и тут его голову охватило пламя. Он умолк и побежал в горы.
Нитидзо посочувствовал тому черту и молился за искупление его страданий. Уж не знаю, помогло ли.
Но и вы задумайтесь: каждый, творящий месть, роет яму не только врагу, но и себе самому. Тот, кто сеет огонь войны, сгорит в его плодах нестерпимым огнем.
Вольный пересказ из сборника «Рассказы из Удзи» (Удзи-сюи моногатари), XIII в. (?), свиток XI, история 11