Давным-давно [а сама история записана в нач. XIII в.] в нынешней префектуре Окаяма было два почитаемых божества: одно — Коя — как змея, а второе — Тюсан — в виде обезьяны.
И вот в честь обезьяны исстари ежегодно проводились жертвоприношения. Для жертвы выбиралась девица, соответствующая определенным параметрам: красивая, белолицая, обязательно с длинными волосами и без малейших изъянов тела.
Как-то жребий выпал на долю одной девушки и ее семья горько оплакивала долю, считая дни, оставшиеся до церемонии.
Но неожиданно в тех местах появился незнакомец-чужак. Совсем не местный: и одет странно, и ведет себя по-другому, что и говорить, прибыл с дикого Востока. Честно говоря, и сам он был довольно диким и неотесанным, не чета рафинированным столичным юношам. Но зато был силен и бесстрашен. И был он охотником.
К примеру, обычного человека крик разъяренного вепря вгоняет в ужас. А этот охотник убивает их и ест! Ничего не боится!
И вот оказался этот охотник в доме у родителей несчастной девушки. Ее отец и пожаловался на судьбу: «Одна дочка у нас, а считай, что и ее уже нет. Уже несколько месяцев я дни считаю, совсем сон потерял. Видимо, грешен я был в прошлых жизнях, раз мне выпало такое испытание!»
А охотник и отвечает: «Нет у человека ничего дороже жизни. Мы и богов-то боимся из страха за свою плоть. Зачем отдавать своего ребенка жестокому божеству, чтобы ее растерзали на тысячи кусочков? Это чудовищно! Лучше отдайте ее мне.»
Отец и отвел охотника к дочери. Та в это время что-то писала на листке и ее длинные прекрасные волосы были мокры от слез.
Охватила охотника глубокая печаль. Он сказал родителям:
— Я знаю, как поступить и готов умереть вместо вашей дочери. Вам дороги ваши жизни?
— Чем такое терпеть, лучше погибнуть. Говори, что нужно делать, мы во всем полагаемся на тебя!
Прежде всего, дом и двор обнесли священной веревкой симэнава, сказав всем соседям, что проводят обряды очищения перед жертвой, чтобы не было поблизости лишних глаз. Девушка стала охотнику женой и половину времени он проводил с ней в любви, а вторую — в тренировках. Выбрал он из своих охотничьих собак двух самых надежных и яростных псов, а еще наловил множество обезьян. И приручил псов по команде бросаться на обезьяну, мгновенно перегрызая горло. Собаки и обезьяны и так природные враги, но эти два пса стали просто машинами убийства, обезьяньей смертью. И, конечно же, не забыл отважный воин проверить и наточить свое оружие.
Охотник часто говорил своей жене: «Карма ведет меня по жизни, видимо, мне суждено умереть за тебя». Жена же отвечала: «Я и подумать не смела, что найдется на всем свете человек, способный на такую любовь!». И оба грустили.
Настал день праздника. У дома собралась большая толпа, пришли жрецы святилища, принесли огромный ящик: «Пусть избранница ляжет сюда, как заведено издревле!»
Охотник же сказал домашним: «Ну, не подведите меня!»
Сам лег в ящик вместо девушки, взял с собой оружие и положил по бокам двух псов, строго наказав не шуметь. Ящик обернули тканью и обвязали веревками.
Шумная процессия с бубенцами и ветвями священного дерева потащила ящик к святилищу. Жрецы прочитали молитвы и открыли дверь к божествам. В нее втолкнули ящик и снова заперли двери.
Пока шла процессия, охотник острым ножом прокрутил дырочку в ящике и мог теперь видеть, что происходит вокруг. Смотрит, на почетном месте сидит обезьяна ростом 7 или 8 сяку [т. е. 2—2,5 м]. Морда и задница красные, а шерсть белая и волнистая, как будто дорогая шелковая ткань. А вокруг нее сотни две обычных макак — возбуждены, верещат по-своему. Перед ними что-то вроде плахи или большой разделочной доски, рядом здоровенные мясницкие ножи и куча кувшинчиков, явно с соусами, уксусом и сакэ.
Тут большая белая обезьяна медленно встала, подошла к ящику, легко порвала веревки и начала открывать крышку. Охотник же скомандовал: «Взять!». Псы выскочили, повалили обезьяну и готовы были ее загрызть, но охотник с грозным криком вылетел из ящика вслед за собаками, схватил обезьяну, положил на плаху и приставил сверкающий меч к ее горлу: «Ты убивал и пожирал людей! Я отрублю твою подлую голову и скормлю собакам!» Прочие обезьяны с визгом разбежались, залезли на деревья и притихли.
На белую обезьяну стало жалко смотреть: лицо посерело, глаза заморгали и из них начали капать кровавые слезы. Обезьяна сложила лапы в молитвенном жесте и ее дух тут же вселился в жреца. Тот заговорил: «Отныне не будет жертвоприношений. Навсегда их отменяю. Никого жизни не лишу. Охотника, девушку и всех ее родных клянусь не преследовать. Их потомков стану охранять. Только пощадите! Мне очень больно!»
Охотник же ответил: «Не пощажу! Ты убивал людей, теперь сам отведай своего блюда. А что со мной станет — не важно, я готов к смерти!»
Тогда божество второй раз повторило свои клятвы.
«Отныне и впредь чтоб такого не повторялось!» — сказал охотник и отпустил обезьяну.
С тех пор в этой провинции перестали приносить в жертву людей, только кабанов и оленей.
Вольный пересказ из «Рассказов из Удзи» (Удзи-сюи моногатари), свиток X, история 6