За морем, значит, за проливом, на обширных островах раскинулось царство Японское. Правит там ихний государь-император, а живет народ тихий, да работящий. И все сплошь японцы.
А верят те японцы в разных богов, как язычники, кто во что горазд. И еще у них вера в будду есть, но тоже не единая. Много разных буддистских толков и «школ». И каждой такой школой руководит свой патриарх.
И вот во главе одной из больших школ буддизма, называемой «тэндай», в IX—X вв. стоял патриарх по имени Дзёкан. Хороший был патриарх и прославился некоторыми чудесами.
Резиденция у него была в обители Сэндзю в монастыре Энряку-дзи на горе Хиэй [к северо-востоку от Киото]. И все дни он проводил одинаково: курил благовония и пел спасительные заклинания [сонсё-дхарани]. Ах, если бы кто-то слышал, его пение, был бы, непременно, восхищен. Но кто со стороны придет в горную обитель? Ну а местных монахов этим не удивить, они что, дхарани не слышали?
И вот однажды Дзёкан по своему обыкновению курил и пел, но краем глаза смотрит — что-то не то. Как будто на вершине дерева появилась человеческая фигура.
Не оборачиваясь, Дзёкан спросил:
— Эй, кто это там?
— Блаженнейший, вы меня, возможно, не помните. Я Ёсё, был когда-то вашим учеником. Летел я по небу мимо и вдруг услыхал сонсё-дхарани, вот и спустился послушать.
— Отчего же? Хорошо тебя помню, ты подавал большие надежды и на тебя у меня были планы. Но потом ты неожиданно исчез из обители...
— Да я решил уйти в горы отшельником.
— Ну что же, заходи в гости!
Отворил патриарх дверь своей кельи перед отшельником. Тот спустился с дерева и вошел в помещение.
Долго они проговорили о чем-то, потом распрощались и отшельник Ёсё попытался взлететь. Но ничего не получилось: «Видимо, пропитался я человечьим духом, земными проблемами. Блаженнейший, не могли бы вы подвинуть свою курильницу поближе?»
Дзёкан принес курильницу, а Ёсё оседлал струйку дыма и поднялся в небеса.
С тех пор патриарх много грустил, плакал, плакал и курил благовония.
Вольный пересказ из сборника «Рассказы из Удзи» (Удзи-сюи моногатари), XIII в. (?), свиток VIII, история 7