Дело было при японском государе Хорикава [1087—1107 гг.]. Тогда при дворе регулярно устраивали чтения буддистских сутр и лучшие чтецы страны приглашались выступить перед императором.
Вот и в тот раз читали сутру, как сейчас помню, Дайханнякё [Махапраджняпарамита-сутра, в классическом изводе занимает 600 свитков]. Дело долгое, чтецов много, текст монотонный.
Государь Хорикава, чтобы не скучать, наигрывал в это время на гитаре. Конечно, без перегруза и потихоньку, легкими переборами-арпеджио отрабатывал свою технику.
Пришла очередь читать монаху Мёсэну из рода Фудзивара. И заметил государь, что голос того Мёсэна очень гармонично соотносится с музыкой, которую он наигрывал. Улыбнулся император и через затейливый аккорд произвел модуляцию мелодии в совершенно другую тональность. Но Мёсэн и глазом не моргнул, сразу стал читать в новой тональности. Государь расценил это как личный вызов и стал то резко, а то исподволь, незаметно переходить из тональности в тональность, но у монаха был идеальный гармонический слух и ни разу он не сбился, следуя текстом за мелодией.
Когда чтение было окончено, император позвал Мёсэна:
— Ты, голубчик, никак, профессиональный музыкант?
— Ну не то, чтобы это была моя специальность, но есть небольшой опыт сессионного гитариста.
— Ну тогда сыграй мне чего-нибудь!
Протянул император монаху свою гитару — вроде бы обычный «Фендер-Телекастер», только корпус золотом блестит, а накладка у него из слоновой кости. Поклонился Мёсэн, принял гитару и поклонился ещё раз: «Простите, государь, ваша гитара немного не строит» — покрутил колки, выдохнул и заиграл «Лестницу в небо», да так, что ни Бэндзайтэн, ни Дзикокутэн, ни сам Джимми Пейдж не сыграли бы ровнее, чище и выразительней.
Император в свою очередь поклонился гитаристу и отказался принимать гитару обратно. Так Мёсэн получил императорскую гитару. Но он был бедный монах и подключать гитару у него было не к чему, поэтому он передал инструмент в сокровищницу киотского храма Ивасимидзу. Говорят, тот «Фендер» и сейчас там хранится и раз в 60 лет на нем играет тамошний настоятель.
Вольный пересказ из сборника «Рассказы из Удзи» (Удзи-сюи моногатари), XIII в. (?), свиток X, история 3