Я думаю, все вы видели округлые фигурки сидящего монаха с большими глазами, завернутого в красную накидку. Ну, кто скажет, как его зовут?
Правильно, Дарума. А полное имя будет Бодайдарума [Бодхидхарма]. Сам он из далекой страны, называемой Индия, той самой, где Будда жил. Пришел он в другую страну, которая называется Китай, и изложил учение Будды, став патриархом буддийской школы Дзэн. Дзэн из Китая и в Японию распространился, поэтому Даруму почитают и его фигурки делают.
Но до того, как пойти в Китай, Бодхидхарма много путешествовал по Индии, везде смотрел и слушал, как учение Будды передают.
Вот один раз пришел он в большой монастырь. А устроена жизнь в нем необычно: нет общих служб или коллективных занятий. Сидят монахи по кельям и небольшими группками занимаются: кто-то сутры читает, кто-то медитирует, а кто-то диспуты ученые устраивает. Все вразнобой!
Походил Бодхидхарма по кельям, поучаствовал в разных занятиях. Но смотрит, в одной келье два монаха над доской какой-то склонились и не движутся. Спросил тогда Бодхидхарма встречного:
— А чем заняты вон те два ваших брата?
— А они нам не братья. Сколько себя помню, эта пара всегда в го [настольная игра вроде шашек, в которой на доску поочередно выставляют черные и белые камни] играет и нечего другого слышать не желает. Ни в чем они не участвуют, Будду не славят и сутр не читают. Никакие они не буддисты! Никто из братии их не уважает.
Зашел Бодхидхарма к игрокам понаблюдать за игрой. Один стоял перед доской в глубоком раздумье, а второй сидел. Ход был за стоящим монахом. Он погрузился в размышления и Дарума с удивлением заметил, что по его фигуре пошла какая-то рябь. Фигура странно замигала, становясь то видимой, то совсем прозрачной и вдруг исчезла. Через какое-то время монах снова стал видимым и поставил новый камень на доску, сделал свой ход.
Пришло время задумываться второму монаху. И он тоже исчезал! Покачал Бодхидхарма головой и обратился к игрокам:
— На вас жалуются, что вы кроме шашек ничем не занимаетесь. А вы, как я погляжу, достигли просветления!
— Люди правы, мы ничем не занимаемся уже многие годы, только играем. Когда выигрывают черные, значит побеждают мирские страсти и мы печалимся. Если побеждают белые, значит просветление берет верх, тогда радуемся.
Рассказал Бодхидхарма о просветленных игроках братьям монастыря. Стали они с тех пор уважать и почитать тех монахов.
И пошел Дарума дальше.
Вольный пересказ из сборника «Рассказы из Удзи» (Удзи-сюи моногатари), XIII в. (?), свиток XII, история 1