При очередной смене оформления был выбран новый набор шрифтов, используемых на сайте Исконно.ru. Что это за шрифты и почему именно они?
Если ранее в качестве заголовочного шрифта использовался выразительный современный «гуманистический гротеск» из начала 2010-х гг., то теперь новым лицом сайта стал один из вариантов классического шрифта Futura.
«Футура» была создана немецким дизайнером Паулем Реннером (Paul Renner) в 1920-х гг. В ней нашло отражение всеобщее мировое стремление к функционализму, у которого нет какого-то общего названия. В СССР его принято называть «конструктивизм», в Германии — «баухаус».
Дизайнер-шрифтовик, словно революционный архитектор, отказался от привычной архитектуры букв, сложившихся веками их конструкции и украшений и смоделировал каждую букву заново, отталкиваясь от простейших геометрических форм. Взяв для буквы «O» почти правильный круг (лишь чуть-чуть искаженный, чтобы скомпенсировать неидеальность человеческого восприятия), он достраивает весь набор печатных знаков из бескомпромиссных прямых и дуг практически неизменной ширины, без привычного контраста в штрихах.
Еще одной особенностью «Футуры» стали высокие верхние выносные элементы строчных букв, возвышающиеся даже над прописными, но русский читатель не видит этого решения, кириллица бедна на выносы. Тем не менее, в результате при значительной высоте строки основные строчные буквы довольно низки (очко круглых букв стремится к кругу, высота равна ширине). Набор выходит легким, в нем много воздуха, но из-за низкой плотности текст может плохо восприниматься, поэтому лучшее место для самого известного «геометрического гротеска» — в крупных выразительных заголовках.
Само название «Футура» говорит, что перед нами футуристический «шрифт будущего», как оно виделось из первой четверти XX в. Конечно же, из нашего времени шрифт не кажется таким революционным и устремленным в светлое будущее, для нас он уже подернулся легким налетом ретро. Так что можно назвать его стиль «ретрофутуризмом».
Отечественной культуре немецкая «Футура» ничуть не чужда: ее кириллические варианты использовали в периодических изданиях и в рекламно-информационной графике. Историки советского дизайна не преминут сообщить, что в весьма крепком визуальном стиле Олимпиады 1980-го г., проходившей в Москве, использовался вариант «Футуры».
В настоящее время при, казалось бы, богатом выборе разнообразных шрифтов, «геометрические гротески» переживают настоящий ренессанс. Они просты и выразительны, четки и функциональны, прямолинейны и не терпят излишеств. В них чувствуется особый стиль. Нам они показались вполне близкими.
На выбор повлияло и желание вернуть «фирменный цвет» в заголовки первого уровня. Нужен был шрифт со значительной шириной штриха, где бы раскрылся цветовой тон и при этом с простыми формами, не забивающими довольно агрессивный оттенок.
В настоящее время миром дизайна правят шрифты без засечек, «гротески». От «антикв» (шрифтов с засечками) бегут как от огня. Их оставляют только там, где нужна стилизация, где надо показать родословную из викторианской эпохи или солидный бизнес, не гонящийся за модой, короче говоря, ультраконсервативность.
Основной шрифт для текста и у нас раньше не имел засечек, причем сложным выверенным набором стилей мы старались, чтобы посетитель на любом устройстве получал текст в наиболее привычном системном шрифте. Такой подход делает шрифтовой дизайн незаметным, а посетитель не отвлекается на оформление, предпочтя ему содержание.
Со сменой шрифта для заголовков мы получили конфликт. Предельно геометричная «Футура» враждовала с «новыми гротесками» системных шрифтов. Их родственная близость подчеркивала различия. Пришлось разнести шрифты заголовков и текста дальше друг от друга.
Были выбраны шрифты с засечками. А чтобы снова не городить длинный список из системных шрифтовых гарнитур, браузеру было сказано «здесь шрифт с засечками» (serif), а какой конкретный шрифт подставит браузер — это его браузерные проблемы. Можно надеяться, что браузеры сами знают лучшие стандартные антиквенные шрифты в системе. Например, в Windows это с большой долей вероятности будет «Times New Roman».
Чем хороши классические шрифты с засечками (что бы ни говорили вездесущие приверженцы «гротесков») — с ними удобно читать большие объемы текста. Нижние и верхние засечки выстраивают буквы в стройные ряды, как в военные колонны и глаз читателя не перескакивает со строчки на строчку. У нас на сайте много текстов, а значит с нейтральным системным антиквенным шрифтом мы улучшим их читаемость.
Мы получили довольно дикую эклектику. Над спокойным, консервативным, даже академическим текстом главенствует абстрактно-вызывающий минималистичный заголовок. Пусть несоответствие останется на нашей совести, мы добивались его осознанно.